ГлавнаяПубликации → Предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения “Доходы минус расходы”, имеют право учитывать расходы при расчете взносов на пенсионное страхование

Предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения “Доходы минус расходы”, имеют право учитывать расходы при расчете взносов на пенсионное страхование

Верховным судом Российской Федерации 04.04.2017 года вынесено определение, в соответствии с которым налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта обложения страховыми взносами уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы

С 1 января 2017 года вступила в силу глава 34 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующая порядок исчисления и уплаты страховых взносов. К числу плательщиков страховых взносов относятся индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся частной практикой. Если доход плательщиков страховых взносов за год превышает 300 тысяч рублей, то сумма взносов на обязательное пенсионное страхование рассчитывается по формуле:

МРОТ * 12* 26%+(доход – 300 тыс. руб.)*1% (но не более 8МРОТ * 26% * 12), где МРОТ - установленный минимальный размер оплаты труда на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы (на 2017 год – 7500 рублей), 26% - тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (п. 4 ст. 425 НК РФ).

Для плательщиков НДФЛ доход учитывается в соответствии со статьей 210 НК РФ. При этом налоговая база по НДФЛ определяется как денежное выражение доходов, уменьшенных на сумму соответствующих налоговых вычетов (расходов). При исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование указанная категория плательщиков, уплачивающих НДФЛ, вправе уменьшить полученный доход на сумму профессиональных налоговых вычетов.

Соответствующие разъяснения письмом ФНС России от 10.02.2017 № БС-4-11/2494@ направлены для использования в работе налоговыми органами.

В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

В силу части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В соответствии со статьей 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Закона, в том числе индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона.

В части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Письмом министерства финансов Российской Федерации от 27 марта 2017 года № 03-11-11/17394 департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о порядке определения доходов в целях исчисления страховых взносов индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему налогообложения, и сообщил следующее.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса вышепоименованные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке:

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса;

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 430 Кодекса для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.

Таким образом, в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные статьей 346.16 Кодекса, в этих случаях не учитываются.

Уменьшение доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, или патентную систему налогообложения, на сумму произведенных расходов Кодексом также не предусмотрено.

Что касается постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 г. N 27-П, в котором Конституционный Суд Российской Федерации признал, что для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц, его доход подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, то данное постановление применяется только в отношении плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, что и нашло отражение в пункте 9 статьи 430 главы 34 "Страховые взносы" Кодекса, вступившей в силу с 1 января 2017 года.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно было бы сделать вывод о том, что в целях определения размера страхового взноса по ОПС за соответствующий расчетный период для ИП, применяющих УСН, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, поименованные в НК РФ, не учитываются.

Уменьшение доходов ИП, применяющих ЕНВД или ПСН, на сумму произведенных расходов также не предусмотрено.

Конституционный Суд РФ признал, что для определения размера страховых взносов на ОПС, подлежащих уплате ИП, уплачивающим НДФЛ, его доход уменьшается на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.

Ранее аналогичная позиция была изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 марта 2017 года № 03-15-05/14801, по вопросу об исчислении страховых взносов индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и имеющих наемных работников.

Однако с данными разъяснениями нельзя согласится. На сегодняшний день во многих регионах страны устанавливается судебная практика, касаемая вопроса  «имеет ли право ИП на УСН “Доходы минус расходы” учитывать расходы при расчете 1% взноса на пенсионное страхование при доходе более, чем 300 000 рублей в год?».

Например: в соответствии Постановлением Конституционного Суда №27-П от 30.11.2016 г., Решениями Верховного Суда по делам №А27-5253/2016, №А39-6230/2016 (это по ОСНО, и по УСН) признано «доход» в этом случае принимать с учетом расходов (вычетов), т.е. исчислять страховые взносы с прибыли, а не с валового дохода.

Верховным судом Российской Федерации 04.04.2017 года вынесено определение (дело № А39-6230/2015) в соответствии с которым суд пришел к выводу о том, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, Судебная коллегия полагает, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.  

Очевидно, что далее должны последовать разъяснения со стороны Министерства Финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по данному решению Верховного Суда Российской Федерации.